Перейти к основному содержанию

Сапожников С.Е., Бовбас И.С. Акопян М.С.

СКВОЗЬ ОГОНЬ К ЗНАНИЯМ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ФРОНТОВИКИ В ИСТОРИИ ЧКАЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

 

С началом Великой Отечественной войны жизнь всего населения СССР изменилась. Все были вынуждены подчиняться условиям военного времени. В рамках данной статьи рассмотрены жизненные судьбы преподавателей-фронтовиков ЧГПИ (Чкаловского государственного педагогического института). Преподаватели, отложив научные труды, с оружием в руках встали на защиту Родины. Героизм, проявленный на фронте, не уступает их заслугам в мирное время. Вернувшись с войны, они с еще большим энтузиазмом взялись за дело науки и просвещения. Данная статья посвящена подвигу преподавателей-фронтовиков, внесших неоценимый вклад в Победу и послевоенное восстановление.

С первых дней войны многие преподаватели добровольно или по мобилизации уходили на фронт. Только за первые 3 месяца войны (июнь- август 1941 г.) были призваны или добровольно ушли в РККА 55 сотрудников института: А.Д. Родионов- директор института, Г.И. Голиков- секретарь комитета ВЛКСМ, А.П. Левин- председатель студенческого профкома, С.Е. Сапожников –военрук, И.С. Бовбас- декан исторического факультета и другие[1].

Оренбургский государственный педагогический университет гордится преподавателями, которые отправились на защиту нашей Родины в самые страшные и тяжелые времена для нашей Отчизны (1941-1945 гг.). На примере нескольких жизненных судьбах преподавателей ЧГПИ можно увидеть яркий пример мужества и отваги наших героев.

С объявлением войны военрук Чкаловского государственного педагогического университета Сапожников С.Е. принимает решение отправиться на фронт для защиты нашей родины.

Сапожников Степан Евгеньевич родился в 1901 году. В 1920 году вступил добровольцем в РККА, участвовал в боях с басмачами в 1922-1925 гг.  В 1925 году в городе Ташкент закончил военную службу и отправился в город Оренбург. С 1925 по 1934 года служил в Оренбурге в 18-й Клавдивизии. С 1939-1940 гг. работал военруком в Чкаловском пединституте.

Степан Евгеньевич еще в 1920 году был призван в армию из старинного казачьего села Нижнеозерное (ныне село в Илекском районе Оренбургской области). Сразу показал себя дисциплинированным и храбрым красноармейцем. И, несмотря на четырехклассное образование, направлен в военное училище, которое окончил как один из лучших выпускников.       Войну он встретил командиром артиллерийского дивизиона вблизи от западной границы. Степан Евгеньевич участвовал в героической обороне Севастополя. Там был тяжело ранен и в беспомощном состоянии попал в плен. Вместе с другими военнопленными немцы перебросили его сначала в Херсон, а потом во Францию на шахты, что находится в департаменте Па-де-Кале. В одной группе с ним оказался однополчанин старший сержант морской пехоты Антон Никитич Плохотнюк. Сапожников и Плохотнюк смогли вырваться из плена и 5 сентября 1943 года появились на пороге дома семьи Клеберов. Французсккая семья не побоялась принять их у себя. Семья Клебер была связана с движением Сопротивления. Степан Евгеньевич стал командиром небольшого партизанского отряда, который состоял из русских и французов. Он попросил достать ему франко-русский словарь и очень скоро научился бегло говорить на местном языке. 27 августа 1944 года до Сапожникова дошел слух о том, что немцы ослабили охрану большого склада с оружием и боеприпасами. Партизаны решили действовать незамедлительно. Немцы рассчитывали отбить склад и вывезти все, что там осталось от военного имущества. Но партизаны встретили их огнем и заставили повернуть на запад. 30 августа гитлеровцы вновь предприняли атаку против отряда. Судя по рассказу Клебера, завязался яростный ближний бой. Большая группа немцев прибыла на автомашинах. Капитан Сапожников метнул гранату в одну из машин. Машина встала. Тогда он выхватил другую гранату. Но бросить ее так и не успел.

 «Степан умер на наших руках,­ - написал в своем послании оренбуржцам бывший французский партизан, - мы были потрясены гибелью солдата, который в минуты опасности был для нас примером. Он так хотел продолжать борьбу, мечтал вернуться на Родину и снова вступить в русские войска»[2].

В кабинете истории ОГПУ хранится перевод записки француза Буржа Клебер, который в 1949 году удостоверил информацию о том, что он в 1943 году приютил у себя в доме Сапожникова и Плохотнюка. «Я, нижеподписавшийся Буржа Клебер из французского Внутреннего движения Сопротивления в Нувран-Вэнгре, удостоверяю, что приютил у себя названных Плахатнюк (Плохотнюк – Т.Е.) Анатолия и Сапоженико (Сапожников – Т.Е.) Степана 5-го сентября 1943 г. Два русских солдата убежали из шахт в Па-Дэ-Калэ, чтобы не работать на немцев. Они вступили в ряды Французского внутреннего движения Сопротивления. Они сражались в его рядах»[3].

Из воспоминаний сослуживцев Сапожникова С.Е. можно сделать вывод о том, что он был настоящим патриотом и до последних своей дней сражался за Родину. Из воспоминаний полковника 69 артполка В.П. Голобокова: «Я жил в одном блиндаже со Степаном Евгеньевичем. Он любил высокую организованность. Человек большой души, он после боя никогда не забывал побывать в медсанбате. Брал с собой папиросы и часами просиживал, беседуя с ранеными»[4]. Воспоминания полковника рисуют нам образ не просто солдата, а заботливого командира, который пользовался уважением у своих бойцов. Он был организованным, преданным своему долгу, что позволяло ему поддерживать боевой дух солдат в условиях военного времени. 

Принимал участие в войне еще один преподаватель Иван Степанович Бовбас, гвардии майор в отставке, доцент кафедры истории КПСС и политэкономии.  Иван Степанович родился в 1902 году в селе Байдаковка Давлекановского района БАССР. В 1925 году закончил Оренбургское педагогическое училище. С 1927 года вступил в ряды ВКП(б) (Всероссийская коммунистическая партия большевиков). С октября 1933 года работал преподавателем политэкономии в Оренбургском агрозооветинституте. В октябре 1938 года И.С. Бовбас назначен деканом историко-филологического факультета и преподавателем политэкономии в Чкаловском государственном педагогическом институте. Спустя год, в 1939 году получил звание доцента.  С июля 1941 года призван на службу в ряды Красной Армии: «Мое участие в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков началось с июля 1941 годы на Калининском фронте, под Ржевом, в должности военкома полевого подвижного госпиталя 16 армии, которая вела бои на этом фронте, а затем участвовала в боях при обороне Москвы и разгроме врага под Москвой. В начале 1942 года наша Армия была переименована в 11 гвардейскую Армию, в которой я служил в должности старшего агитатора-пропагандиста в Политотделе тыла Армии. В составе этой Армии принимал участие в боях по прорыву и вторжению в Восточную Пруссию. За штурм города Инстебурга, за овладение городом и крепостью Кенигсберг, за овладение последним опорным пунктом обороны немцев на Балтийском море получил благодарности Военного совета гвардейской армии. В 1944 году наша армия была переброшена на Прибалтийский фронт. Здесь при форсировании реки Неман я был контужен…»[5].

За участие в боях был награжден: орденом Красной Звезды; орденом Отечественной войны II степени; медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «Юбилейной медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

Хотелось бы затронуть судьбу еще одного преподавателя-фронтовика Чкаловского государственного педагогического института Мамикона Степановича Акопяна (1916-2005 гг.). 23 года жизни связаны у Акопяна с военной службой, начиная с 1937 года, когда он пришел учиться летному делу по набору ЦК ВЛКСМ. В действующей армии был с августа 1944 года. Его полк прошел от устья Дуная до стен Вены - столицы Австрии. Мамикон Степанович Акопян летал на штурмовике ИЛ-2, которого немцы называли «черной смертью». Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 65 боевых вылетов, из них 35 вылетов было осуществлено в Будапештской операции. Жизнь М.С. Акопяна 2 раза висела на волоске, но чудом ему удавалось выжить. 24 декабря 1944 года Мамикон Степанович возвращался с боевого вылета на аэродром, когда немецкие самолеты атаковали его самолет, летчик Акопян стал терять высоту. Долетев до леса, он посадил самолет на «брюхо». Мамикон Степанович и радист только на вторые сутки добрались до аэродрома. В следующем бою самолету разорвало крыло, но снова удалось благополучно добраться до места назначения. День Победы штурмовик встретил в столице Австрии. Это был один из самых счастливых дней в его жизни.  С 11 июля 1957 года Мамикон Степанович Акопян работал в Оренбурсгском государственном педагогическом институте, где преподавал историю военного искусства.

 «Четырнадцать лет Мамикон Степанович Акопян ведет преподавание на кафедре истории. И всегда, обращаясь к молодым, призывает их быть достойными славы отцов, беречь завоевания Советской власти» (из воспоминаний Р.Н. Ахметшиной, доктора исторических наук, профессора ОГПУ)[6].

Мамикон Степанович прожил долгую жизнь, свыше 20 лет служил в рядах Советской Армии, остальное время посвятил преподавательской деятельности. Ежегодно накануне Дня Победы выступал перед студентами исторического факультета, даже находясь на пенсии продолжал делиться своими воспоминаниями о войне со студентами. Все студенты и коллеги М.С. Акопяна отмечали его глубокие знания своего предмета (История Азии и Африки), жизнелюбие, стойкость, выдержанность, доброту и искренность, глубокую порядочность, трудолюбие и такт по отношению ко всем и всему. Он всегда читал лекции стоя, и эта привычка осталась на всю жизнь. Когда в ноябре 2004 году он пришел в университет по приглашению профессора Р.Р. Хисамутдиновой на встречу со студентами (за год до своей смерти), стоя за кафедрой делился своими воспоминаниями об участии в войне. 

До конца своей жизни он занимался патриотическим воспитанием молодежи. Он встречался не только со студентами, но и со школьниками г. Оренбурга.

Война стёрла возрастные рамки и различия по национальному признаку народов СССР. Это произошло вследствие того, что фронтовики оказались в едином пространстве противостояния общему врагу, а в условиях достижения общей цели произошёл глобальный пересмотр внутренних ценностей у каждого советского солдата. Таким образом, возникло единое фронтовое поколение, в котором начали складываться свои характерные особенности психологии в рамках одной – Великой Отечественной войны.

Время не стоит на месте, оно движется вперед, уходят люди, чьи имена навсегда останутся в наших сердцах. Наш долг сохранить и преумножить память о людях, которые не жалели свои судьбы и сражались за мирное небо. 

Преподаватели-фронтовики прошли через все тяготы войны, они видели смерть воочию, но не утратили веры в светлое будущее.  Вернувшись с фронта, они не только восстанавливали страну после четырехлетнего разрушения со стороны немецких захватчиков, но и пытались формировать мировоззрение у будущих поколений. Читали лекции, проводили беседы с населением. Их лекции были не просто передачей знаний – это был живой урок истории, мужества, патриотизма и отваги. Великая Отечественная война доказала, что любовь к Родине дает силы и отпор врагу, когда над головами летают немецкие захватчики и пытаются похитить наши бескрайние просторы. Бывшие бойцы, которые решили продолжить свою жизнь с преподавательской деятельностью, пойдя на такой отважный шаг, заслуживали и заслуживают уважения у молодежи. Какая была гордость у студентов, когда они осознавали, что их преподаватель совсем недавно громил немцев. Победа в Великой Отечественной войне - это не просто исторический факт, а пример настоящей гордости для всего населения нашей страны. Имена наших героев - не просто строчки или набор букв в учебниках, это символы мужества и героизма. Нынешнее поколение обязано помнить, чтить и хранить память о таких великих людях.

 

[1] Оренбургскому государственному педагогическому университету  90 лет. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2009. С. 27.

[2] Архив кабинета истории Оренбургского государственного педагогического университета (Воспоминания сослуживца о гибели Сапожникова С.Е.).

[3] Архив кабинета истории Оренбургского государственного педагогического университета (Перевод записки Б. Клебера от 1.03.1949 г. о подтверждении информации о том, что француз приютил у себя дома советских солдат, перевод Васильевой З.П.).

[4] Архив кабинета истории Оренбургского государственного педагогического университета (Воспоминания полковника 69 артполка В.П. Голобокова).

[5] Оренбургские бойцы Сопротивления // Южный Урал. 2010.7 апреля.   

[6] Письма читателей в редакцию // Южный Урал . 1975. 6 мая. (Воспоминания Ахметшиной Р.Н.)

 

Сапожников С.Е., Бовбас И.С. Акопян М.С.

Автор
Ерёмина Т. Д.
студентка 1 курса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Педагогическое образование (Современные проблемы исторического образования)